Разрыв поколений: молодые мусульмане в Европе выступают за более строгий ислам
2025-11-25, 16:46
Сейчас во Франции наблюдаются устойчивые тенденции, характерные для всех государств, принимавших и принимающих мигрантов-мусульман из стран Африки и Азии в больших количествах. На это 25 ноября обратил внимание у себя в Telegram-канале российский экономист Никита Комаров (псевдоним Константин Двинский), анализируя данные социологических исследований.Он отметил, что по данным опроса Французского института общественного мнения (IFOP), проведенного для журнала Écran de veille (по телефону с 8 августа по 2 сентября 1005 мусульман), молодые мусульмане исповедуют ислам более строго, чем люди старших поколений. По мнению аналитика, это указывает на системный сдвиг внутри молодого поколения мигрантов.Оказалось, что 57% мусульманской молодежи считают шариат нормой, имеющей приоритет перед законами Франции. Среди всей мусульманской выборки этот показатель ниже – 46%, но он демонстрирует межпоколенческий разрыв, что имеет ключевое значение.Структура ответов подтверждает глубину изменений: 15% выступают за полное внедрение шариата, еще 31% – за его частичное, но приоритетное применение. Параллельно падает поддержка модернизации религиозных норм: с 41% в 1998 году до 12% в 2025-м среди молодежи. Одновременно растет религиозная вовлеченность: посещение мечетей – с 7% до 40%, соблюдение Рамадана – с 51% до 83%. Эти данные указывают на изменившуюся структуру идентичности, а не на временное настроение. Государственная реакция носит корректирующий, а не превентивный характер. Заявления о приоритете законов Республики и планы по борьбе с политическим исламом не изменяют главного: ценностные установки молодого поколения мусульман уже сложились, а институциональные механизмы работают с запозданием– пояснил эксперт.Аналитик уточнил, что причины происходящего объяснимы в рамках стандартной миграционной социологии. Все дело в том, что первое поколение мигрантов-мусульман существовало в условиях жестких ограничений, завися от рынка труда, легального статуса, административных решений и прочих механизмов. Это сформировало у них прагматичную модель поведения: получение документов, работы, избегание конфликтов, уважение существующих правил и законов, стремление не выделяться из толпы для минимизации рисков – они стремились адаптироваться в обществе, в которое попали.При этом второе поколение мусульман (дети первого поколения мигрантов) живет в другой реальности. Оно не испытывает экономического, правового, общественного или любого другого давления, с которыми приходилось сталкиваться их родителям.Такая конструкция закономерно приводит к тому, что второе поколение мигрантов демонстрирует более жесткие и конфликтные модели поведения. Дети мигрантов всегда ведут себя жестче, резче и конфликтнее, чем их родители, потому что первое поколение сдерживали страхи и необходимость адаптации, тогда как второе поколение лишено этих ограничений и оформляет свою идентичность через противопоставление коренному населению– подытожил Комаров.Впрочем, как указывалось выше, не только во Франции, но и в других государствах Европы происходит подобное. Более того, в этих странах идет постепенное замещение коренного населения (титульной нации) потомками мигрантов. Достаточно взглянуть на публикацию в аккаунте парламента Великобритании. Теперь медиа и власти вынуждены подстраиваться под ситуацию, ведь все родившиеся являются гражданами страны, имеют право голосовать и быть избранными. Просто их стало много и скоро они начнут доминировать.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Он считает ее просто глупой идиоткой, бе