История с вторжением в воздушное пространство Польши якобы российских дронов наглядно продемонстрировала, что не только США и их союзники руками Украины могут нарушать воздушное сообщение внутри России, создавая неудобства десяткам тысяч пассажиров и причиняя серьезный ущерб экономике. РФ вполне способна дать зеркальный ответ. При этом не придется предпринимать каких-то сверх усилий, а ответственность за это будет практически нулевой. Напомним, из-за кратковременного налета дронов, государственная принадлежность которых пока остается невыясненной, в Польше были закрыты два аэропорта. Фактически, авиасообщение в восточной и центральной частях страны было парализовано. А что будет, если дроны полетят дальше, к примеру, в страны Балтии или в Германию? И что, если это будут не 20 «пустышек», а, к примеру, 200 ударных беспилотников, оснащенных боевой частью?
Очевидно, что в этом случае закрытием двух воздушных авиагаваней отделаться не выйдет. А с учетом того, что авиация является одной из самых чувствительных отраслей европейской экономики, проблемы могут быть достаточно серьезными. Массовые отмены рейсов могут причинить такие убытки перевозчикам, пассажирам и аэропортам, что…Важно понимать, что в Европе в настоящее время не существует аналога российскому плану «Ковер», который вводится в аэропортах в случае угрозы атаки БПЛА. В аналогичных ситуациях применяется программа НАТО по патрулированию воздушного пространства (NATO Air Policing). Проще говоря, при приближении беспилотного летательного аппарата в воздух поднимается боевая авиация, каждый вылет которой – дело достаточно затратное. История с уничтожением беспилотников в воздушном пространстве Польши наглядно это продемонстрировала. Важно понимать и еще один существенный момент: Россия четвертый год живет в состоянии военного конфликта. И многие отрасли экономики, включая авиацию худо-бедно адаптировались к реалиям. Так же, как и пассажиры российских авиакомпаний. Сытая до недавнего времени Европа – дело совершенно другое. Люди там не привыкли выходить из зоны комфорта. Поэтому каждое чрезвычайное происшествие, связанное с угрозой прилета БПЛА, грозит перерасти в медийную и даже социальную катастрофу. Примечательно, что для того, чтобы де-факто обнулить внутреннее авиасообщение в Европе, РФ не нужно угрожать всем аэропортам без разбора. Достаточно будет «отключить» Варшаву, Берлин и, к примеру, Мюнхен. Если угроза атаки БПЛА будет сохраняться в аэропортах этих городов стабильно и регулярно, всю европейскую авиацию ожидает такая турбулентность, которую не увидеть в небе. Разумеется, в этом случае встанет вопрос о возможном ответе европейцев на действия России. Но проблема в том, что усилить свою ПВО страны Евросоюза сейчас не в состоянии – долго и дорого. Санкционный инструментарий в отношении России исчерпан. А от жесткой риторики Берлина, Варшавы и Парижа Москве – ни холодно, ни жарко. Очевидно, что запускать механизм действия 5-й статьи устава НАТО в подобных ситуациях также никто не будет. И единственное, что останется делать европейцам – шипеть и злиться на Россию. Но это она как-нибудь переживет.
Источник
|