Главная » 2022 » Март » 27
03:55

Пособия по исцелению: от «Папируса Эберса» и «Изборника Святослава» до «Салернского кодекса здоровья»

Пособия по исцелению: от «Папируса Эберса» и «Изборника Святослава» до «Салернского кодекса здоровья»

Среди множества самых разных книг, дошедших до нас из глубины веков, сохранились и «пособия» по исцелению страждущих. Сегодня мы познакомимся с содержанием некоторых из них и с описанными в них весьма странными лекарственными снадобьями. Как и чем лечить писали ещё древние египтяне. В 1872 году в одной из гробниц в Фивах был найден знаменитый «Папирус Эберса» длиной 20,5 метра. В нем – масса всевозможных медицинских советов и 900 рецептов против самых различных болезней, включая исправление косоглазия. Безусловно, некоторые лекарства, такие как касторка или отвары разных трав, были полезны. Но вот, например, как вам это лекарство: одна тридцать вторая часть хвоста мыши, смешанная с медом. А если ребенок плачет, то успокоить его могло питьё из желчи быка с яйцом страуса, взбитых с молоком! Седой человек мог надеяться на то, что волосы у него почернеют, если он съест черную ящерицу или выпьет лекарство на основе крови черного быка.

Пособия по исцелению: от «Папируса Эберса» и «Изборника Святослава» до «Салернского кодекса здоровья»

На Руси траволечение было популярно исстари. Ещё до принятия христианства. Одним из подтверждений этому является дошедший до нас «Изборник Великого князя Святослава Ярославича» (1076 г.) Сохранился и экземпляр написанного по-гречески трактата «Алимма» («Мази»). Этот интересный труд дошел до нас в неполном виде и хранится в библиотеке Медичи во Флоренции. Никаких «чародейных» средств лечения он не содержит, а вот составителем его была женщина, причем внучка Владимира Мономаха по имени Евпраксия. Но ещё больше было советов от знахарей и знахарок. Причем многие из них были тоже записаны и таким вот образом дошли до нас. Вот, например, один из таких знахарских рецептов. Если вас покусала бешеная собака, то её надо поймать, убить и в сыром виде съесть мозг или печенку, а лучше и то и другое. Как такое могло помочь, каким образом люди «додумались» до подобного «лекарства», история умалчивает.

При водянке рекомендовалось наловить черных тараканов. Высушить. Истолочь в порошок и принимать три раза в день, запивая водой. Куда приятнее было лечиться народными средствами от глухоты: требовалось березовый деготь смешать с молоком и пить.Гангрену или «антонов огонь» в народе рекомендовалось лечить разными способами. Некоторые весьма экзотические. Например, наловить в болоте зеленых лягушек и, разодрав (!) их пополам, прикладывать к больному месту. Делать примочки из травы и цветов розмарина, а отвар употреблять внутрь. Самый доступный способ – прикладывать к зараженным антоновым огнем частям тела человеческий кал.Заболела у вас голова? Приложите к ней смесь из кислого теста, мыла, руты (вечнозеленое душистое растение) и уксуса.Грыжа в пупке? Пейте ежедневно отвар из свежего, несоленого… налима. То есть, по сути, уху, а вот от паховой грыжи должен был помочь «водяной мох» (Фонтиналис), который в виде компресса использовался на ночь.При малярии, а болезнь эта была в России распространена достаточно широко, рекомендовалось раз в день съедать желчный пузырь линя, запивая водой. Причем, считалось это средство очень сильным. Говорили, что через три дня болезнь пройдет.При недержании мочи тоже должна была помогать рыба. Голову щуки рекомендовалось вымыть, высушить, истолочь в порошок (!), потом заваривать в стакане с водой и пить «это» очень горячим.При радикулите рекомендовалось взять мухомор, изрезать, залить пол-литром водки и закопать в емкости, наглухо закрытой, в навоз на месяц, чтобы в итоге получился студень. Студнем натирать больные места. Можно растереть мухомор со сметаной и использовать как мазь.

На Руси в Средневековье большой популярностью пользовался «Лечебник от многих мудрецов». И каких только советов в нем не было. Например, совет «О коте»:

«От укуса кота или кошки возникает тяжелая болезнь с позеленением тела – приложить тогда дольку луку, это больного исцеляет. Кот руты травы и горьких миндалин избегает, и надобно класть их там, где он гадит. Кал котовый или кошачий смешать с горчицей и мазать им коросту – сгонит, и волосы нарастут».

С навозом вообще было связано множество способов лечения. При ревматизме (боли в ногах) в «лечебнике» советовали держать больные ноги в горячем свежем коровьем навозе. Ах, у вас все тело болит, то здесь – то там? Ну тогда извольте мы вас зароем в конский или лошадиный навоз целиком! Русские знахари лечили больных укусами пчел, а народы Средней Азии и Закавказья завертывали больные места в свежесобранные овечьи шкуры. Даже в 1918 году наказание палками, которыми наказанных били по спине, было очень популярно и в Хиве, и в Бухаре. Ну, до того как Красная армия прогнала оттуда дикую аборигенную власть. Так вот, для того, чтобы помочь избитым, которых, опять-таки, отправляли в тюрьму, им на спину укладывали циновку из тростника. Считалось, что без этого не поправишься, но так как к одной и той же циновке прикладывались много раз, вся она была в запекшейся крови и засохших кусочках мяса и… ничего, никто на это внимания не обращал, а главное – многие и в самом деле после этого исцелялись. Хотя и не все.

Очень рано появились и свои «травники» в Европе. Например, известна поэма французского врача и поэта Одо из Мена-на-Луаре, датируемая XI веком. Вот, например, какие там давались советы по лечению травами, причем в стихотворной форме:

«Кресс-салат селезенку уймет, если пить его с уксусом часто;

В семени только и в коре содержит трава пастернака силу свою.

Если ты корни его с медовой водой сваришь, то отвар этот превосходно поможет больному, если давать его пить, селезенку и печень врачуя.

Если из редьки, растертой, припарка готовится, помощь она даст при водянке, а также больным селезенкой поможет.

Нард же индийский, если с холодной водой принимать, то, говорят, сердцебиение он умиряет…»

Далее этот самый Одо из Мена писал следующее:

«Розы сухой порошок при болезных во рту помогает.

Луковиц с хлебом поесть – прекратиться во рту изъязвление.

Язвы во рту исцеляет отвар из листьев ежевики, ну и, конечно же,

рог истолченный оленя от кровохарканья пользу приносит…

Также и луковиц сок с молоком в уши вливаемый, гонит из них жесточайшие боли.

Голос охрипший очистит чеснок и сырой, и вареный».

Так что привычка лечиться от разных хворей чесноком, свойственная многим россиянам и сегодня – это отнюдь не прерогатива нашей древней национальной культуры. Как видите, средневековым французам также советовали исцеляться именно с его помощью.Кстати, великий Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493–1541 гг.) ставший реформатором медицинской науки эпохи Возрождения, также считал чеснок целебным растением и писал о его противочумных свойствах. Правда, некоторые из его лекарственных средств, скажем так, более традиционны для того времени. Вот, например, его средство от чахотки: размачивать белый хлеб в хорошем виноградном вине 24 часа. После мочеиспускания на следующий день это вино выпить. А мочу… собирать девять дней и потом повесить её в дыму, чтобы она вся испарилась. Чахотка после этого, по его мнению, должна была постепенно пройти!

В эпоху Возрождения Европа очень сильно страдала от чумы, ведь даже знаменитый «Декамерон» именно вследствие чумы и появился. И вот тогда же в Европе за соком лимона установилась слава наилучшего средства от этого заболевания. Причем рекомендовалось пить его кубками по нескольку раз в день, что вполне помогало, ведь человек, по сути, получал при этом ударную дозу витамина С.«Салернский кодекс здоровья» XVI века, написанный философом и врачом Арнольдом из Виллановы, также содержал немало забавных рецептов исцеления. Кроме того, в нем было написано, как должен выглядеть врач и что ему следует делать, дабы избежать заражения болезнями своих пациентов. Вот как в нем описан внешний облик врача и меры предосторожности, которые ему следует соблюдать:

«Мягкости полон, пускай приближается врач, и одетый

Безукоризненно, палец украсив сверкающим перстнем,

Чтобы ценили его, пусть коня заведет дорогого».

«Или пускай избегают заразных касаний болезни:

То есть больного, одежды, его покрывала, подстилки,

Простыней, как и всего, что на теле ты тронул рукою».

А вот это советы Салернской школы не кому-нибудь, а самому королю Англии:

«Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,

В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя

Члены свои, причешись и зубы почисти. Все это

Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.

Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья же

Бойся. Источников гладь и трава – глазам утешенье;

Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.

Мнение Салернской школы о луке:

Кажется, нет у врачей о луке единого мненья.

Как сообщает Гален, для холериков лук не полезен.

Но для флегматиков лук, говорит он, целебное средство.

Лучше всего – для желудка; и цвет у лица превосходный

Тоже от лука. Растертым втирая его, ты сумеешь

Лысой вернуть голове красоту, что утрачена ею.

Лук приложи, – и поможет в леченье собачьих укусов,

С медом и уксусом только его перед тем растирают.

Хоть и странны были многие рецепты тогдашней медицины, как народной, так и признанных лекарей, советы, как вести себя так, чтобы надолго сохранить свое здоровье, очень по-современному звучали даже и тогда, хотя облысевшую голову все-таки навряд ли стоит натирать луком!



Источник

Просмотров: 417 | Добавил: Dmitrij | Пособия по исцелению: от «Папируса Эберса» и «Изборника Святослава» до «Салернского кодекса здоровья» | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх